?

Log in

я

Герман

Леонид Ярмольник: «Я как Ходорковский: тот отсидел десяточку, а я почти четырнадцать»
23 января 2014 в 16:54, просмотров: 5603


Фильм Алексея Юрьевича Германа (так, с отчеством, на афишах) «Трудно быть Богом», над которым он работал 13 лет, выходит в широкий прокат 27 февраля (более двухсот экранов). С 13 февраля начнутся пробные сеансы для подготовленной публики в Москве, Челябинске, Петербурге, Екатеринбурге. А в среду состоялся первый пресс-показ картины. И на нем супруга режиссера, постоянный соавтор его сценариев Светлана Кармалита назвала другую дату отсчета этой истории: 21 августа 1968 года.


Библия от Германа
фото: Геннадий Авраменко

Леонид Ярмольник на съемочной площадке.



— Это число я вряд ли когда забуду, — сказала Светлана Игоревна на пресс-конференции по окончании показа. — В этот день состоялось мое знакомство с Лешей. В этот день он получил телеграмму с «Ленфильма» о запрете своей экранизации романа Стругацких «Трудно быть Богом». И наши войска вошли в Чехословакию. С этого дня началась наша работа над фильмом.

А перед просмотром она предупредила все вопросы о том, прошли ли они все-таки этот путь вместе или заканчивала она его одна:

— Картина вся была сделана Алешечкой — и монтаж, и звук, все его, мы с Лешей, сыном, делали только перезапись. Про нее уже начали писать, и неправильно поняли. Картину, которую Леша снимал о любви, превратили в картину о грязи. У кого-то может возникнуть вопрос, почему долго ничего не происходит, почему такое длинное вступление, у кого-то не хватает ни сил, ни нервов дождаться, что будет дальше. Но когда она кончится, этого вопроса не будет. Ведь такое длинное начало — это условия жизни людей, которые не имеют права вмешиваться...

[img=47622]

Мировая премьера фильма Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть Богом» состоялась на Римском кинофестивале 13 ноября 2013 года. 45 лет от точки отсчета. От задуманного до выполненного. За это время с нами произошло много всего — Афганистан, развал СССР, лихие 90-е, Чечня, развал науки и экономики, пара кризисов и т.д. И от этого — усталость. Эмоций — ноль. Синдром хронической усталости — главный диагноз нашего времени. Вы замечали, что в разговорах с коллегами или друзьями из других сфер чаще всего мелькает «да по фигу»? Причем с той же самой интонацией, пофигистической. С такими же глазами, в которых — ничего, кроме усталости, проходит свою экранную жизнь дон Румата (Леонид Ярмольник). В тот самый единственный момент, когда они должны измениться, гибнет его любимая, беременная его ребенком, он опускает голову, а потом надевает шлем с рогами быка, приготовившегося к атаке. Ими он пронзает своего первого — единственное убийство, которое мы видим на экране. Со всеми кишками из вспоротого живота и еще бьющимся сердцем, вытащенным Руматой наружу. А потом уже горы трупов и «победитель» с глазами, в которых все то же — ничего. Он говорит: «Я устал, я хочу спать». И все это, снятое на черно-белую пленку, не черно-белое, а серое — в разных оттенках. Серая грязь, серый дождь, серые сопли, серое дерьмо, серая кровь, серая любовь, серая смерть. Оттого не страшно, раз все — серое. Белые рубашки, за чистотой которых так следит вначале Румата (их цвет — единственный чистый цвет в картине), он меняет на серую шубу в финале. И даже один белый платок, который у него каким-то чудом все же под конец остался, не кажется тут по-настоящему белым (всю первую половину фильма он, как фокусник кроликов, достает откуда-то белоснежные платки, утирает ими кровь, пот и сопли и бросает на землю или на того, кто рядом). Белый квадрат в финале — как белая тряпка, с которой сдаются. Финита ля комедия. Или финита ля трагедия. Какая, в общем, разница. Все по фигу.

[img=47623]

Впрочем, исполнитель главной роли Леонид Ярмольник другого мнения:

— Это Библия от Германа. Я только выгляжу таким глупым. Вот я сегодня раскопал костюм на чердаке, который выбросил после съемок. Это 28 килограмм, между прочим. И я — не Румата, я Леня Ярмольник, и я знаю, что делать. И после этой картины я решил что-то сделать и вступил в «Гражданскую платформу».

Но самое мое большое расстройство, что это закончилось. Я бы снимался в этой картине и сейчас. Я как Ходорковский: тот отсидел десяточку, а я почти четырнадцать. (Смеется.) Первый раз я посмотрел картину — со всеми шумами, музыкой, готовым звуком — в Риме. Передо мной сидел Мединский. Я видел, что ему кино нравится, и мне тоже понравилось...

Лично я в этой картине ничего не играю. Мы все время общались с Алексеем Юрьевичем. И он вел себя со мной как с ребенком. Когда я в начале съемок подписал контракт, что три года нигде не буду появляться и никому ничего не говорить, все решили, что я играю Путина. Теперь, по прошествии многих лет, я могу сказать, что я играл Германа, его отношение к жизни, к людям...

[img=47624]

Это не из интервью, это все с пресс-конференции, которая проходила, кстати, в день юбилея артиста — 22 января ему исполнилось 60 лет. Может быть, поэтому его настроение несколько диссонировало с атмосферой в зале после просмотра и с состоянием Светланы Кармалиты. Хотя с последним его утверждением, что он играл именно Германа, сложно не согласиться. И да, наверное, это в каком-то смысле можно назвать и Библией от Германа, такой, каким он был, для которого все — ради кино, без пафоса, а как единственно возможный способ существования. И которому все время что-то мешает — как бесконечные тряпки, мочалки и прочая дребедень, которая все время в кадре, через которую мы смотрим на героев. И им она мешает, но они среди нее живут — пригибаясь от того, что сверху, и зачерпывая то, что снизу — ту же грязь, кровь, блевотину все того же серого цвета. Что ж, серая Библия для серых людей. Можно и так сказать. И никакого Достоевского. Ярмольник даже сказал, что все это время он источал аромат Армани, а не того, что можно было подумать. А актриса Наталья Мотева (героиня, Ари) — что пот у нее был глицериновый и тоже хорошо пах.

Смотрите видео: Прессе показали фильм Алексея Германа, который создавался в течение десяти лет

[video=6013]




Елена Ардабацкая

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26436 от 24 января 2014
Метки:

Comments